Гарантийный фонд города Севастополя

+7 (978) 938-14-39

Купите бублики

Дата публикации: 23.11.2019

Малое и среднее предпринимательство

 

Барьеры для доступа к финансированию малого и среднего предпринимательства постепенно снимаются, но к росту сегмента это не приводит. В большей степени на динамику влияет низкий платежеспособный спрос

Отношение россиян к предпринимательству меняется. По данным исследования аналитического центра НАФИ, 74% опрошенных положительно относятся к людям, решившим открыть свое дело. «Если ранее предпринимательство ассоциировалось с нестабильной ситуацией 90-х годов, “диким бизнесом” и “челноками”, то сегодня предприниматель воспринимается как успешный и самостоятельный человек», обобщают итоги исследователи. Однако две трети респондентов (67%) предпринимателями становиться не готовы. Чаще всего людей останавливают высокая конкуренция на рынке, боязнь риска и нестабильность экономической ситуации. Но главный барьер для 52% опрошенных — отсутствие стартового капитала. При этом граждане все еще недостаточно информированы о возможностях инфраструктуры развития и поддержки предпринимательства в стране.

 

Аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал» провели в Екатеринбурге круглый стол «Модели и инструменты для роста регионального бизнеса». В ходе дискуссии мы рассмотрели изменения в деятельности на территории региона организаций, генерирующих финансовые продукты и услуги для бизнеса.

 

Деньги: МФО

По данным статистики, самыми динамичными в сфере предоставления ресурсов стали в этом году микрофинансовые организации (МФО). В первом квартале этого года, как следует из доклада Банка России «О тенденциях на рынке МФО предпринимательского финансирования», объем займов, выданных этими участниками рынка кредитования малому и среднему бизнесу, увеличился на 33% (сравнение здесь и далее с аналогичным периодом прошлого года, если не указано иное).

 

77% таких МФО — это фонды и агентства поддержки предпринимательства в регионах. Во многом именно их деятельность формирует сейчас тренды сегмента. В этом году их капитализация заметно выросла в связи увеличением финансирования в рамках национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

 

Одним из лидеров в стране по объемам докапитализации стал Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП): его ресурс для микрофинансирования пополнен за счет средств федерального и областного бюджетов на 512,7 млн рублей до 1,13 млрд рублей. Сформирована линейка из шести программ. В рамках трех основных («Старт», «Развитие» и «Доверие») предприниматели получают ресурсы по стоимости на уровне ключевой ставки. В этом году появились три специальных продукта: «Моногород» (от 3,5% годовых), «Франшиза» и «Закупки» (по 10% годовых). Максимальный размер займа — 5 млн рублей, срок — от 3 до 36 месяцев. Заместитель директора СОФПП Валерий Пиличев рассказывает, что спрос чрезвычайно высок, и сейчас средства выдаются уже по мере поступления возвратов от предпринимателей. Наиболее заинтересованы оказались предприниматели сферы услуг в малых городах: им нужны небольшие займы на пополнение оборотных средств. У бизнеса областного центра выбор ресурсов для решения финансовых вопросов шире.

 

— К нам чаще всего приходят предприниматели, которые раньше не работали с банками. Они сначала отрабатывают с нами все вопросы, связанные с получением заемных средств в Фонде, таким образом формируют кредитную историю, а затем по мере необходимости идут в банки, — рисует портрет своего клиента вице-президент Оренбургского областного фонда поддержки малого предпринимательства Леонид Секерин. — С удовольствием работаем и с повторными заявками, их немало. 28% заемщиков — в возрасте от 30 до 40 лет, 32% — от 40 до 50 лет, людей старше 50 лет — 37%, то есть молодежь к нам обращается за ресурсами не очень активно.

 

Таким образом, региональные институты развития закрывают потребности в финансировании определенных групп предпринимателей, но их возможности ограничены рамками бюджетного финансирования. Основной запрос на ресурсы по-прежнему удовлетворяют банки.

 

Деньги: банки

Прошлый год стал первым годом «разморозки» банковского кредитования МСП после кризисного провала: объемы выдачи выросли на 11%. В этом году темп сохраняется. Так, по словам начальника Уральского ГУ ЦБ Рустэма Марданова, за восемь месяцев объем выдачи кредитов субъектам МСП в Уральском регионе (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская, Оренбургская области, Пермский край и Республика Башкортостан) увеличился на 14,3% до 540 млрд рублей, кредитный портфель составил на начало сентября 415 млрд рублей, качество его стабилизировалось: на 1 июля доля просрочки достигла минимума с первого полугодия-2017 — 8,9%.

 

Прогресс в кредитовании микробизнеса напрямую обусловлен технологиями. Именно с запуском кредитных фабрик был связан всплеск в 2011 — 2012 годах, но бизнес-модели оказались недостаточно эффективны: в кризис 2015 года банки получили большой уровень просроченной задолженности. В последние два-три года индустрия находилась в интенсивном поиске. Теперь, похоже, эксперименты завершены. Банки все чаще отказываются от анализа официальной или управленческой отчетности, и начинают использовать big data и искусственный интеллект. Они, например, изучают транзакционную активность клиентов, объем выручки по онлайн-кассам, любую доступную информацию. На основе этого оценивают уровень платежеспособности заемщика, рассчитывают возможный лимит его кредита и предлагают клиентам при необходимости им воспользоваться. Как показывает статистика, большая часть клиентов из сегмента микробизнеса не пользуется заемными средствами вообще. Модель предодобренного кредита позволяет банкам наращивать клиентскую базу без дополнительных вложений в инфраструктуру и персонал (см. «Революция свершилась», с. 22).

 

Директор дивизиона «Средний Урал» УБРиР Михаил Прилепов считает такую стратегию соответствующей современным вызовам: «Сегодня одним из приоритетных направлений нашего банка в сегменте кредитования микробизнеса является инвестирование во внутренние технологии, скорость принятия решений и оптимизацию бизнес-процессов».

 

Впрочем, региональные банки, давно работающие на рынке, демонстрируют живучесть и уже действующих моделей, построенных на индивидуальном подходе за счет знания клиента. Именно такой придерживается Челиндбанк, говорит управляющий филиалом банка в Екатеринбурге Эдуард Просвирнин:

 

— Мы работаем по классической схеме, для нас очень важно знать, чем живет клиент, какие у него проекты. Мы смотрим на его доходы, расходы, перспективы в ближайшие годы. Эта модель себя оправдала и продолжает оправдывать. Уровень просроченной задолженности у нас всегда был ниже, чем на «кредитных фабриках».

 

Госпрограммы

В сегменте малого и среднего бизнеса ключевую роль играет не только скорость принятия решений, но и стоимость продукта. В 2019 году впервые начали давать эффект масштабные государственные программы поддержки. Для снятия барьеров, связанных с отсутствием залоговой базы, создана система национальной гарантийной поддержки: при недостатке обеспечения

 

компании могут воспользоваться поручительством фондов поддержки предпринимательства, гарантиями АО «МСП Банк», АО «Корпорация МСП». Для снижения стоимости заимствования запущены несколько программ. В рамках программы субсидирования процентной ставки по кредитам, выданным предприятиям АПК от Минсельхоза РФ, производители могут получить кредит в банках под ставку до 5% годовых.

 

Продолжает работу стартовавшая в 2015 году программа стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса «6,5». По ней банки получают рефинансирование ЦБ по ставке 6,5% с условием, что будут выдавать кредиты субъектам МСП приоритетных отраслей по ставке от 9,6% до 10,6% годовых. А в этом году Минэк запустил новую программу — «8,5». Банки кредитуют компании по ставке не более 8,5%, а разницу между стоимостью пассивов и реальной ставкой кредита бюджет компенсирует в форме субсидии. Максимальный размер кредита для заемщика в течение финансового года — 1 млрд рублей на инвестиционные цели и 100 млн рублей на пополнение оборотных средств. Максимальный срок инвесткредита — десять лет, на оборотку — до трех. В число приоритетных включены сельское хозяйство, энергетика, строительство, транспорт и связь, внутренний туризм, высокотехнологичные проекты, здравоохранение, услуги в сфере образования, а также сбор, обработка, утилизация отходов. Причем в течение года параметры программы были скорректированы, и теперь ее продуктами могут воспользоваться ресторанный и арендный бизнес, а также розничные торговые микропредприятия. Кроме того, с 1 до 2 млрд рублей увеличена максимальная сумма кредита на инвестиционные цели.

 

У многих банков доля выдач малому бизнесу с задействованием госпрограмм составляет от 10 до 30%. Однако, во-первых, к участию в программах допущен ограниченный круг банков, во-вторых, заемщики должны отвечать определенным критериям надежности. Очевидно, что закрыть потребность МСБ в ресурсах только за счет льготных кредитов невозможно. Поэтому предприниматели ищут другие каналы.

 

Лизинг, венчур и другие

Одним из распространенных инструментов реализации инвестиционных проектов стал лизинг оборудования и техники. О востребованности говорит динамика отрасли. По данным директора представительства лизинговой компании «Сименс Финанс» в Екатеринбурге Светланы Кравчук, портфель ее компании растет в последние два года темпами около 25%: «Сейчас востребован лизинг транспортных средств, в нашем портфеле такие сделки тоже есть. Но профиль компании — лизинг промышленного оборудования. И мы видим большой спрос на эти продукты. В Уральском регионе в связи с особенностями экономики основу нашего портфеля составляют сделки по приобретению оборудования для предприятий металлообрабатывающего комплекса. Запросы абсолютно разные, начиная от простейшего гибочного пресса и заканчивая сложнейшим оборудованием. Много в портфеле сделок, связанных с развитием предприятий легкой и пищевой промышленности, вторичной переработки».

 

Экспортная активность малого и среднего бизнеса невысока: по данным другого исследования НАФИ, только 7% предприятий ведут экспортную деятельность. Но каждая десятая компания ее планирует. Как рассказывает руководитель обособленного подразделения АО «Российский экспортный центр» в Свердловской области Илья Анисимов, программы инфраструктуры поддержки экспорта это учитывают: «Для линейки профильного Росэксимбанка в этом году разработан “Экспортный стандарт”. Это коробочный продукт со значительно меньшим пакетом документов. Ставка по займам для предпринимателя, экспортирующего высокотехнологичную продукцию, составит 5% годовых, для остальных — 12%, что позволяет закрыть потребности в предэкспортном финансировании».

 

Запрос на фондирование высокотехнологичных проектов пытается удовлетворить венчурная индустрия. Подход к финансированию такого клиента отличается от банковского, говорит заместитель директора Свердловского венчурного фонда Андрей Шахмаев: «Как правило, одобрение получает один проект из сотни рассмотренных. Предпочтение отдается уже умеющим продавать продукцию и обладающим потенциалом роста капитализации. Сегодня портфель фонда сформирован из проектов 14 высокотехнологичных компаний». Задача выращивания стартапов, перспективных для финансирования, решается запуском акселератора: «При поддержке экспертов и в сопровождении треккеров разработчики изучают потенциальный рынок, узнают об экономических и юридических аспектах технологичного бизнеса, учатся грамотно выводить продукт на рынок, общаться с инвестором, просчитывать риски и финансовые потоки».

 

Какой спрос

Очень долго дискуссия о проблематике развития малого предпринимательства в России строилась вокруг недостатков финансовой инфраструктуры. Это ограничение постепенно снимается. По результатам последнего исследования (по итогам третьего квартала этого года) Russia Small Business Index, проводимого «Опорой России» и ПСБ, компонент доступности финансирования вырос. Впервые в этом году предпринимателей, отметивших легкость получения кредитов, оказалось больше, чем указавших на сложность: 36% против 28%. При этом доля МСБ, обратившегося за финансированием в банк, достигла максимума за три года наблюдения — 21%, а одобрение получили 57%. Но планы МСБ по наращиванию продаж не реализовались. На рост выручки рассчитывали 34% опрошенных, но получили его только 23%, падение отметили 35%. Кварталом ранее показатели составляли 28% и 33% соответственно. На бизнес сейчас в гораздо большей степени влияют снижение платежеспособного спроса на внутреннем рынке и низкие темпы экономического роста в стране. В рамках этого исследования с помощью опросов компаний регулярно замеряется настроение малого и среднего бизнеса в стране. В третьем квартале 2019 года индекс RSBI снизился до 50,9 пункта. Согласно методике, значение индекса более 50 пунктов означает рост деловой активности, менее 50 — снижение. 50 пунктов — это стагнация.

 

Заказать звонок

Пожалуйста введите Ваши данные!

×
Заказать звонок
+
Жду звонка!