Гарантийный фонд города Севастополя

+7 (978) 938-14-39

Баланс интересов. Малый и средний бизнес, как часть плана стратегического развития страны

Дата публикации: 01.12.2019

Развитие российской экосистемы поддержки предпринимательства невозможно без малого и среднего бизнеса. Именно на этот сегмент отечественной экономики делается ставка в стратегии социально-экономического развития государства. О том, какие надежды возлагаются на нацпроект МСП — в материале «Ленты.ру».

Полтора года назад президент Владимир Путин майскими указами определил стратегические задачи развития России до 2024 года. Среди главных национальных целей — прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие, увеличение численности населения, повышение уровня жизни граждан и создание комфортных условий для их проживания. Тогда же были обозначены и конкретные целевые показатели, по которым будет определяться успешность исполнения указов президента.

 

Это обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан; ускорение технологического развития страны (увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа); обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере; вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов; создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительных экспортно-ориентированных секторов, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных высококвалифицированными кадрами.

 

Именно на решение этих задач и на достижение национальных целей развития страны направлен национальный проект «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Он разработан Минэкономразвитием в конце 2018 года и стал продолжением работы правительства по реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы.

 

Дедлайн продлили

В следующем году истекает формальный срок действия Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, принятой в 2008 году. Она предполагала устойчивый рост ВВП минимум на 6,5 процента в год (в прошлом году он составил 2,3 процента), вхождение страны в пятерку крупнейших экономик мира (по итогам 2018 года Россия находится на шестом месте — 3,1 процента мирового ВВП), двукратное сокращение бедности и увеличение инвестиций в человеческий капитал.

 

Однако в 2008 году из-за мирового финансового кризиса цели концепции стали недостижимы в столь короткий период. Поэтому дедлайн по их исполнению продлили до 2024 год. Что не менее важно, их исполнение теперь во многом будет зависеть и от малого и среднего бизнеса, от того, как будет реализован нацпроект «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

 

«Приоритетным направлением экономической политики будет создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, что предполагает как создание специализированных сервисов, так и применение прямых инструментов государственной поддержки», — говорится в основных направлениях деятельности правительства на период до 2024 года.

 

Речь идет о мерах господдержки МСП, направленных на достижение высокого уровня предпринимательских свобод и конкуренции, совершенствование антимонопольного регулирования, модернизацию законодательства в сфере конкуренции, в том числе в целях адаптации к условиям цифровой экономики, усиления борьбы с картелями и обеспечения перехода отдельных сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка.

 

Определены и целевые показатели. Среди них снижение вдвое количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти (по сравнению с показателями 2017 года); увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году; исключение дискриминирующих условий доступа хозяйствующих субъектов на конкурентные рынки.

 

Господдержка для МСП

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» включает в себя пять федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Популяризация предпринимательства».

 

Всего нацпроект имеет три целевых показателя. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей должна возрасти с 19,2 миллиона человек в 2018 году до 25 миллионов в 2024 году, доля МСП в ВВП страны должна вырасти с 22,3 процента в 2017 году до 32,5 процента в 2024 году, доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта должна увеличиться с 8,6 процента в 2017 году до 10 процентов в 2024 году.

 

В рамках нацпроекта планируется развивать систему льготного налогообложения для самозанятых граждан. Планируется, что к 2024 году в ней зарегистрируются 2,4 миллиона человек, то есть все 100 процентов самозанятых граждан. В целом для малого и среднего бизнеса предполагается упростить получение кредитов и господдержки (в том числе доступ к системе госзакупок). Предполагается, что совокупный объем долгового портфеля субъектов МСП к 2024 году превысит 10 триллионов рублей. Уже в этом году планируется предоставить МСП кредитов по льготной ставке, не превышающей 8,5 процента годовых, в объеме 1 триллиона рублей.

 

Национальный проект структурирован таким образом, чтобы предложить необходимые меры поддержки предпринимателю на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса: от появления идеи начать бизнес, далее — регистрации и помощи в получении доступного финансирования, имущественной поддержки, до реализации в отдельных отраслях (туризм, сельское хозяйство) и расширения бизнеса с выходом на экспорт. Кстати, в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» прописан целый параграф о поддержке МСП.

 

Всего на исполнение нацпроекта планируется направить 481,5 миллиарда рублей, в том числе 416,2 миллиарда — из федерального бюджета, 11,4 миллиарда — из бюджетов субъектов Российской Федерации, 53,9 миллиарда — из внебюджетных источников. Наибольшее финансирование планируется выделить в рамках федерального проекта по льготному кредитованию.

 

На результат

Все заявленные меры поддержки МСП должны самым благоприятным образом сказаться на всей экосистеме России. Уже в 2020 году Минэкономразвития ожидает постепенного ускорения темпов экономического роста до 2 процентов, и выше уровня в 3 процента, начиная с 2021 года. При этом структура ВВП по использованию сместится в сторону увеличения вклада инвестиционного спроса. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП составит не менее 25 процентов в 2024 году.

 

В результате доля валового накопления основного капитала возрастет с 21 процента в 2017 году до 26,4 процента в 2024 году. Изменение структуры расходов при стабильной структуре доходов будет обеспечено структурно более высокой нормой сбережения в экономике, повышением нормы прибыли, направляемой компаниям на финансирование инвестиционной активности и более активным использованием заемных средств для финансирования инвестиционной активности. Это планируется достигнуть, в том числе за счет кредитования малого и среднего предпринимательства, а также привлечением прямых иностранных инвестиций, создающих основу для расширения производственного потенциала экономики. Таким образом, МСП после столь серьезного стимулирования со стороны государства сможет повлиять в целом на рост российской экономики.

 

Источник: Сетевое издание «Лента.ру»

Заказать звонок

Пожалуйста введите Ваши данные!

    ×
    Заказать звонок
    +
    Жду звонка!