Гарантийный фонд города Севастополя

+7 (978) 938-14-39

«Инстаграм и коучи обманывают вас. Бизнес — огромный фронт работы, и 99% его не осилят»

Дата публикации: 08.03.2020

«Псевдоэксперты несут в массы убеждение, что для успеха достаточно громко заявить о себе, ничего толком не делая. Но это иллюзия, которая не помогает молодым предпринимателям, а, наоборот, вредит».

«Ненавижу, когда пустота пиарится с утра до ночи», — посетовала в одном из интервью Ирина Хакамада. Политик рассуждает на тему пустого пиара неслучайно — в России на рынке бизнес-образования в последние годы появилось множество людей — тренеров, кучей и экспертов — пытающихся нажиться на чужой безграмотности. Мы узнали у основателя и генерального директора международного бюро спикеров HUBSpeakers Елены Гришневой, кто и чему сегодня учит бизнесменов, а также существуют ли эффективные способы защиты от инфоцыган.

Нужно ли обучаться бизнесу?

— На мой взгляд, обучение для предпринимателей необходимо, особенно для малого бизнеса, которого у нас катастрофически не хватает. Когда представители бизнес-сообщества передают свои знания и делятся своими мыслями — это дает пищу для ума, развивает мозговую деятельность, заставляет задуматься, сверить координаты.

Причем не всегда важен размер бизнеса, чтобы услышать поистине важное для себя — будет ли выступать опытный предприниматель с компанией из списка Forbes или владелец небольшой региональной фирмы.

У меня малый бизнес, и я на себе испытываю потребность в получении дополнительных знаний о финансах, менеджменте, маркетинге, продажах и автоматизации. Поэтому форумы для предпринимателей для меня довольно актуальны, и я стараюсь посещать их все.

Хотят слушать о провалах и перевалах

В последние годы люди хотят слушать не об успехах, а о бизнес-провалах и «бизнес-перевалах». Появились даже специальные мероприятия вроде Fuckup Nights в Москве, где все выступающие рассказывают о том, как справлялись с жизненными трудностями. Большинство ораторов быстро переходит к своим достижениям, минуя провалы — о них же больно вспоминать. Но бывают невероятно пронзительные истории.

Так, один из спикеров рассказал нам, как недоплатил налоги и попал в тюрьму. Он провел за решеткой два месяца. Но за этот небольшой срок получил самый яркий урок в своей жизни — увидел, кому он дорог, а кто готов отвернуться при первой возможности. Были и неожиданные открытия: отец бизнесмена отрекся от него, хотя речь шла об экономическом преступлении, не об уголовном. Сегодня это очень успешный человек, и никто не знал, что в его жизни были такие драмы. Но подобные истории очень мотивируют. Когда бизнес выстрадан, выдержан, ему доверяешь больше, нежели красивым картинкам из инстаграма.

К сожалению, некоторые бизнесмены считают иначе. Они бесконечно хвастаются уровнем жизни, показывают, что у них статусная машина, хотя на самом деле взяли ее в лизинг или напрокат, бриллиантовые часы, которые у друга одолжили на два дня.

Знаете же про тренд в Москве арендовать на день дом на Рублевке, провести там фотосессию и потом выложить ее в соцсети, чтобы все думали, какой ты успешный? Очень популярная тема. Или «шерить» фото с пакетами из ЦУМа, где средний чек более 150 тыс. руб. Люди ждут, что со временем станут успешными, если будут прибегать к таким уловкам.

Фотографии приманивают доверчивых клиентов, которых легко переманить другим «продавцам успеха». Но это не вечный ресурс.

Так, например, в рекламе проекта по открытию онлайн-школы один из основателей рассказывает, что это делается по щелчку пальцев. Правда, выясняется, что стоит этот «щелчок» от 300 тыс. руб. А потом перед тем, кто щелкал, откроется огромнейшее непаханое поле, которое в 99% случаев человек не осилит в одиночку, опустит руки и признает, что не смог. Это не только стресс, но и потеря денег, времени, веры в себя. Такая реклама проекта — намеренное завышение ожиданий и откровенная ложь.

Сегодня как никогда популярна услуга по «формированию репутации». Она заключаются в том, чтобы сделать фотосессию на фоне дорогой машины и большого дома в коттеджном поселке и не забыть про люксовую марку часов. Клиент получает контакты, где взять в аренду костюм, зарезервировать для фото частный самолет и прочее.

Спрос на такие услуги повышается, ведь инстраграм светится красивой жизнью, а со сцены часто выступают ораторы, которые такую жизнь ведут «напоказ». Помню, пригласили блогера выступить с речью про то, как правильно вести инстаграм. Слушатели ожидали, что он расскажет что-то новое, а вместо этого он 20 минут красовался и фотографировался на сцене. Его время выступления закончилось — он не сказал ни слова.

Поделюсь личными ошибками и выводами. Не стоит идти на громкую рекламу и «известность» эксперта. Я помню, как мне говорили: «Ты не понимаешь, как классно выступает Тони Роббинс, потому что не слышала его вживую». В итоге я побывала в Лондоне на его «живом» семинаре. Из анонсированных четырех дней тренинга он пробыл на сцене меньше одного дня. А все остальные время мы — 14 тыс. человек — сидели в зале и смотрели выступления 20-летней давности на экране телевизоров.

Вот так смешно получилось: серьезные взрослые люди приехали в Лондон, чтобы посмотреть «зомбоящик» три дня. Со стороны смотрелось, что люди разговаривают с неодушевленным предметом. «Say YES! Скажи ДА!», — повторял Тони. «Даааа!» — кричали они в ответ телевизору.

Организаторы потом объяснили, что Тони не мог выступать из-за отсутствия голоса, но предупреждений не было никаких — и вышло неубедительно.

Фактчекинг спикеров: узнавайте об эксперте как можно больше

Бизнес-форумы, где лидеры выступают и делятся опытом, — широко применяемый во всем мире инструмент мотивации. Нашей стране нужны эксперты, которые смогут вдохновить своими достижениями и знаниями, но они должны быть настоящими. Чтобы этого добиться, придется поработать.

Коммерческие компании, которые обычно занимаются поисками спикеров для мероприятий, давно уже научились отличать бизнесменов с опытом от тех, кто не обладает реальными знаниями. Если я вижу, что человек мог бы выступить, то первым делом изучаю его биографию, смотрю его статьи и книги, проекты. Потом стоит заглянуть в соцсети, чтобы понять его ход мыслей и окружение. Важно также собрать отзывы. Для этого в Москве, например, есть чат «Ведущие бюро спикеров». И в последнюю очередь, при необходимости, мы спрашиваем у «кандидатов» в спикеры документальные подтверждения того, о чем они заявляют.

Самое интересное, что, приходя к нам в бюро спикеров, эксперт через один-два года может подавать на визу талантов О-1 в Америку для экстраординарных людей в своей сфере деятельности, потому что в процессе работы с ним мы настаиваем на сборе документального подтверждения своих достижений, своей работы как спикера, ментора, участника глобального проекта и т.п. Конечно, далеко не все готовы становиться всемирно известными экспертами, кому-то достаточно быть востребованным только в своем регионе.

Продавцы успеха или «факаперы»?

Инфобизнесменов приглашают, потому что организаторам нужны известные лица, на которые придут. По этому же принципу их выступления заказывают на свои мероприятия компании, среди которых прежде всего госкорпорации, специализирующиеся на поддержке предпринимателей. При этом псевдобизнес-эксперты несут в массы убеждение, что для успеха нужно достаточно громко заявить о себе, ничего толком не делая. Но это иллюзия, которая не помогает молодым предпринимателям, а наоборот, вредит.

На практике первое, к чему надо быть готовым предпринимателю — это много трудиться и не отчаиваться в моменты провала.

Развивать малый бизнес непросто, особенно если человек начинает свое дело с нуля. В этом помогают вдохновение и идеи от практиков из разных сфер бизнеса, особенно менторство и наставничество.

Идеи для реализации

  1. Не превращать государственные инициативы по поддержке предпринимательства в мероприятия ради хайпа и галочки. Необходимо тщательно проверять приглашенных экспертов и то, какой посыл они несут со сцены.

Отличный пример — XVIII Ассамблея «Здоровая Москва» на ВДНХ, где была проработанная образовательная программа, мировые хедлайнеры и необычные гости. На такие мероприятия хочется ходить и узнавать новое.

К сожалению, не про все форумы скажешь также. Каждый год Минэкономразвития выделяет огромную сумму средств на организацию и проведение бизнес-мероприятий. В 2019 г. прошли 26 форумов по всей стране в рамках национального проекта по поддержке малого и среднего бизнеса. Форумы «Мой бизнес» изначально были направлены на достижение ключевых целей национального проекта — рассказать о мерах государственной поддержки бизнеса, организовать обмен опытом между предпринимателями, сформировать лучшие условия для создания и развития своего дела.

Но по факту что происходит? Каждый спикер начинает продавать свои услуги со сцены. Нет четкой и хорошей модерации. Программа формальная, спикеры одни и те же, что «кочуют» из форума на форум. Что происходит с отраслью бизнес-конференций в это время? Частные компании просто не выдерживают конкуренции с государством.

Да и как тут выживешь, когда делаешь ежегодный бизнес-форум в своем регионе, и тут приходит государственная структура и делает похожий форум, только бесплатно.

С 2012 г., по данным реестра ЕГРЮЛ, закрыто почти 10 млн юридических лиц, в России происходит убывание малого и среднего бизнеса. Непонятно, почему ответственные за это люди не могут провести стратегическую сессию, возможно, нанять специалистов, чтобы видеть картину целиком и разработать дорожную карту или четкий и конкретный план по тому, как способствовать развитию МСП и помогать уже действующим предпринимателям, чтобы они не закрывались.

  1. Называть вещи своими именами. Инфобизнес как сфера деятельности имеет право на существование. Когда инфобизнес называют предпринимательством, это сбивает с толку молодежь и бросает тень на бизнес-спикеров из реального сектора. Почему просто нельзя называть вещи своими именами? Тогда у аудитории сам собой встанет вопрос — а где же практики? Например, в Америке с ее зрелой индустрией бизнес-спикерства есть разные категории спикеров — практики (“doers”), и профессиональные спикеры, которые построили карьеру и зарабатывают только выступлениями.
  2. Требовать от спикеров подготовки и высокого качества контента. Инфобизнесмены популярны потому, что они легкодоступны и быстро соглашаются выступить, но при этом редко готовят эксклюзив для выступления. Как показывает опыт, именно мероприятия с практической программой от экспертов-практиков являются самыми жизнеспособными и полезными для предпринимателей.

Отличный пример — Nordic Business Forum для 7600 предпринимателей Европы. На нем выступали Барак Обама, 44-ый президент США, Сьюзан Кейн, автор книги «Интроверты: как использовать особенности своего характера», переведенной на 40 языков, Асват Дамодаран, профессор финансового дела в Stern School Business при Нью-Йоркском университете и другие. Каждый спикер — это мощная энергия, «интеллектуальный спецназ» с безукоризненной репутацией. И самое главное — они ничего не пытаются продать со сцены.

Мне бы очень хотелось, чтобы организаторы бизнес-форумов России побывали на таком форуме и увидели своими глазами, как можно действительно на высоком уровне проводить мероприятия для предпринимателей.

Источник: Сетевое издание «Деловой квартал»

Заказать звонок

Пожалуйста введите Ваши данные!

×
Заказать звонок
+
Жду звонка!