Гарантийный фонд города Севастополя

+7 (978) 938-14-39

Титов представил Путину доклад об условиях ведения бизнеса в России

Дата публикации: 30.05.2020

Документ, в частности, включает предложения по совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности

Бизнес-омбудсмен Борис Титов направил президенту России Владимиру Путину ежегодный доклад с оценкой условий ведения предпринимательской деятельности в стране.

«Доклад включает оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности в части, относящейся к компетенции уполномоченного», — сообщает официальный сайт Кремля.

В докладе отмечено, что всего за время функционирования института уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ поступило 79 990 обращений, из них федеральному уполномоченному — 15 602, региональным — 64 388.

«Основные темы обращений к уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей связаны с обжалованием фактов уголовного преследования, проблемами малого и среднего бизнеса, вопросами в сфере земельно-имущественных отношений и кадастра, торговли, строительства и ЖКХ и других, — говорится в сообщении. — На основе обработки обращений, результатов экспертных опросов и иных материалов в соответствующих разделах доклада представлено мнение уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей о системных проблемах российского бизнеса, а также мнение региональных уполномоченных о ключевых проблемах бизнеса в субъектах Российской Федерации и путях их решения».

Обновление внешнеэкономической стратегии

Как отмечается, частный высокотехнологичный бизнес должен быть задействован в обновлении внешнеэкономической стратегии России. «Предусмотреть учет интересов и возможный формат участия частного высокотехнологичного бизнеса в подготовке и обновлении внешнеэкономической стратегии России», — говорится в тексте документа, который имеется в распоряжении ТАСС.

Настоящая внешнеэкономическая стратегия РФ рассчитана до конца текущего года. В июне 2019 года сообщалось, что Минэкономразвития подготовило стратегию до 2030 года. Титов указывает, что предприниматели-экспортеры высокотехнологичной продукции отмечают сложности с выходом на иностранные рынки. В частности, сложные и дорогие системы сертификации, недостаточное содействие со стороны российских торговых представительств за рубежом, отсутствие двух- и многосторонних соглашений с большинством стран об упрощенном доступе на рынки.

«Стоимость получения разрешений на вывод продукции на иностранный рынок достигает нескольких десятков, а иногда и сотен тысяч долларов, что является существенной суммой для средних предприятий и неподъемной для большинства малых. По сложной высокотехнологичной продукции, в том числе медицинскому оборудованию, радиоэлектронике, фармацевтике, сроки прохождения процедур могут занимать больше года, иногда несколько лет — действующие меры поддержки на такие сроки не рассчитаны», — замечает бизнес-омбудсмен.

Титов предлагает предусмотреть специальные субсидии на возмещение затрат по получению документов, необходимых для доступа продукции на иностранные рынки. «Либо в размере половины расходов компании-экспортера на проведение испытаний, регистрации, сертификации, субсидирования добровольной международной сертификации; получения и обновления деклараций соответствия ЕЭС (Европейское экономическое сообщество — прим. ТАСС), половины расходов на омологацию (усовершенствование — прим. ТАСС), в случае обращения до заключения договоров на экспорт. Либо полное покрытие расходов на те же цели при условии, что затраты компанией-экспортером уже понесены, и есть заключенные договоры», — уточнил он.

Также Титов предлагает тиражировать успешный опыт поддержки экспортеров и предусмотреть такую меру поддержки, как «экспортные гранты» для успешных высокотехнологичных компаний — экспортеров, аналогичные грантам Московского экспортного центра, при наличии «закрытого договора» от 6 млн рублей субсидировать компании экспортеру 10% от экспортного договора либо 50% от налогов, выплаченных в бюджет.

Стратегия несырьевого роста

Проведение активной стимулирующей политики и реализация стратегии несырьевого роста помогут стабилизации экономики России после кризиса, вызванного пандемией коронавируса и падением цен на нефть, говорится в докладе.

«Для сохранения потенциала экономики и ее успешного перезапуска требуется проведение активной стимулирующей политики и реализация стратегии несырьевого роста; расширение объема и качества поддержки бизнеса на фоне пандемии коронавируса и падения цен на нефть», — отмечается в документе.

По словам Титова, Россия столкнулась с двойным ударом по экономике: помимо последствий пандемии коронавируса и ограничительных мер негативное влияние оказывает резкое падение цен на нефть и другие ресурсы. «В результате негативных последствий от распространения коронавирусной инфекции COVID-19 на экономику, падения цен на нефть, а также от отсутствия активной и масштабной стимулирующей политики ожидается, что темпы сокращения ВВП России (-5,5%) окажутся больше, чем среднемировой показатель (-3 %)», — отметил бизнес-омбудсмен.

Ранее сообщалось, что по поручению президента России Институт экономики роста им. Столыпина, подготовил стратегию социально-экономического развития России до 2025 года — «Стратегию роста», а также дорожную карту устойчивого роста несырьевого сектора российской экономики. Титов является председателем наблюдательного совета Института экономики роста им. Столыпина.

Декриминализация части статьи за незаконное предпринимательство

Бизнес-омбудсмен предложил частично декриминализировать статью за незаконное предпринимательство. «Предлагается декриминализировать ч. 1 ст. 171 УК РФ в части привлечения к уголовной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, предусмотрев внесение изменений в ст. 14.1 КоАП РФ, устанавливающих ответственность за действия, причинившие крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряженные с извлечением дохода в крупном размере», — говорится в докладе.

В нем отмечается, что диспозицию нормы в части осуществления предпринимательской деятельности без лицензии либо без обязательной аккредитации, если это причинило крупный ущерб, можно дополнить условием административного наказания за аналогичное деяние.

Обращения от бизнеса

Как отмечается, более 60% обращений в адрес уполномоченного от представителей бизнеса содержат жалобы в связи с неправомерным возбуждением уголовных дел.

«32% обращений в адрес уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей составили обращения, связанные с уголовным преследованием. Больше половины предпринимателей, обратившихся в связи с уголовным преследованием, привлекались к ответственности за мошенничество. 68% обращений содержат жалобы на неправомерное возбуждение уголовного дела», — говорится в докладе.

В нем отмечается, что причиной возбуждения большинства уголовных дел предприниматели, которые подверглись уголовному преследованию, называют конфликт с другими предпринимателями (37,6%), а также личный интерес сотрудников правоохранительных органов и иных органов исполнительной власти (41,3%).

Кроме того, в докладе говорится, что в России не сформирована практика выработки решений о проведении оперативно-разыскных мероприятий, о производстве следственных и иных процессуальных действий, которые позволяют достичь цели уголовного судопроизводства без необоснованного ущерба для законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Также следствие и суды немотивированно отказывают в применении ограничений, предусмотренных для избрания предпринимателям в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также вопреки требованиям законодательства не применяется иная, более мягкая мера пресечения (например, домашний арест, залог, запрет определенных действий, личное поручительство, подписка о невыезде и надлежащем поведении).

Вместе с тем в докладе отмечается отсутствие прозрачной системы установления наличия оснований для условно-досрочного освобождения осужденных предпринимателей и замены им неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

В связи с этим подчеркивается необходимость продолжить работу по формированию благоприятного инвестиционного климата и защите интересов участников экономической деятельности. «Это важно всегда, но в этой ситуации, в нашей сегодняшней ситуации, это особенно важно, потому что нужно поддержать тех, кто реально работает в экономике, создает и бережет созданные рабочие места, обеспечивает соответствующий уровень заработной платы и производство необходимых всей стране товаров», — сказано в документе.

Долги бизнеса

Как отмечается, предприниматели образуют долги по кредитам и задерживают зарплаты сотрудникам из-за неисполнения заказчиками своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам.

«На практике участники торгов сталкиваются с неисполнением заказчиками своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам, из-за чего предприниматели не могут вовремя выполнять работы по другим обязательствам, у них образуются долги по кредитам и задержки по выплате заработной платы своим работникам», — говорится в докладе.

Отмечается, что, по данным Генпрокуратуры РФ, по состоянию на конец 2019 года установленная прокурорами сумма задолженности [по госзаказам] перед бизнесом составляет 16,5 млрд рублей.

«Результаты анализа платежей по контрактам, заключенным в рамках 44-ФЗ, показали, что в 2019 году каждый седьмой платеж осуществлялся с просрочкой более 30 дней, просрочки имели место в 534 тыс. контрактов на общую сумму 1,9 трлн рублей. Результаты анализа уведомлений о завершении контрактов, заключенных в рамках 223-ФЗ, показали, что в 2019 году каждый пятый платеж осуществлялся с просрочкой более 30 дней, просрочки имели место в 300 тыс. контрактов на общую сумму 1,6 трлн руб.», — говорится в материале.

Согласно докладу, основными причинами неоплаты заказчиками поставленных им товаров, выполненных работ, оказанных услуг являются нецелевое использование средств и превышение бюджетных лимитов при подписании контрактов. Также распространены случаи, когда государственные или муниципальные заказчики отказывают в приемке товаров (результатов работы, услуг), ссылаясь на их неудовлетворительное качество, но не имея при этом соответствующих доказательств, сообщается в докладе. «Даже при получении судебных решений, привлечении службы судебных приставов и казначейства предприниматели не могут получить своевременно и в полном объеме договорную сумму по выполненным контрактам. Указанная проблема отмечена более чем 20 уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах РФ как основная системная проблема в сфере государственных и муниципальных закупок», — говорится в докладе.

Банк «плохих долгов»

Бизнес-омбудсмен предлагает создать так называемый банк плохих долгов, который выкупит образовавшиеся в результате кризиса дефолтные кредиты бизнеса. «Создать «банк плохих долгов». Выкупать образовавшиеся в результате кризиса дефолтные кредиты с целью их реструктуризации и последующей продажи при нормализации экономической ситуации в стране», — отмечается в документе.

Также для поддержки бизнеса коммерческие банки могли бы предоставлять льготный период на период 12 месяцев по выданным предприятиям кредитам, говорится в докладе. Чтобы стимулировать кредитные организации, Банку России предлагается отменить резервирование по этим, а также всем иным видам коммерческих кредитов, выданных банками, при условии сохранения ими процентной ставки.

Кроме того, Титов предложил предоставить 100% гарантию ВЭБ.РФ по зарплатным кредитам для бизнеса под 0% и 2%. Ранее президент России Владимир Путин заявлял, что не менее 75% кредитов, полученных предпринимателями на выплату зарплат сотрудникам, должно быть обеспечено гарантиями ВЭБ.

Барьеры для привлечения иностранных инвесторов

Действующее в России законодательство содержит требования, которые мешают привлечению иностранных инвестиций, говорится в докладе. «Вразрез c общегосударственной задачей по привлечению иностранных инвестиций в несырьевой сектор экономики и высокотехнологичные компании уровень налоговой нагрузки на российские и иностранные инвестиции существенно различается. Так, например, дивиденды, получаемые иностранным инвестором, облагаются налогом по более высокой ставке (15%), чем доходы российских инвесторов (13%). НДФЛ для иностранцев — 30%», — говорится в документе.

Кроме того, действующим законодательством установлены избыточные требования в рамках валютного контроля экспортно-импортных операций. Например, срок оплаты по договору, который подлежит валютному контролю, должен быть заранее четко определен в договоре. Отступление по срокам оплаты даже на сутки влечет за собой необходимость составления дополнительного соглашения, причем данное соглашение опять подлежит регистрации в органах валютного контроля.

«Из-за несоответствия норм гражданского, трудового и миграционного законодательства иностранные инвесторы испытывают сложности при оформлении трудоустройства иностранного гражданина на выборную руководящую должность в организацию», — указывается в докладе. В случае, когда российское предприятие с иностранным капиталом назначает руководителем иностранного гражданина, возникает необходимость оформления пакета документов, в том числе разрешения на работу.

Пакет документов приходится оформлять периодически в рамках срока нахождения лица в должности. «Учитывая длительность оформления документов, возникают периоды, когда руководитель предприятия является таковым без соответствующего разрешения на работу», — отмечается в докладе.

На сегодня бизнес поддерживается в основном на федеральном уровне, а местные власти в поддержке иностранных инвесторов не заинтересованы. Кроме того, законодательством фактически не предусмотрена ответственность государства, а также механизмы компенсации потерь бизнеса при неисполнении принятых государством обязательств в рамках предоставляемых мер поддержки. При этом штрафные санкции для бизнеса четко регламентированы, и во многих случаях к инвесторам применяются реальные меры взыскания.

Источник: ИА ТАСС

Заказать звонок

Пожалуйста введите Ваши данные!

    ×
    Заказать звонок
    +
    Жду звонка!