![](https://garantfond92.ru/wp-content/uploads/2018/11/20181104.jpg)
Специальные налоговые режимы — это режимы налогообложения, при которых субъекты бизнеса получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Ставки и порядок уплаты, условия применения определяются в НК РФ и других федеральных и местных законах. В статье представлена краткая характеристика режимов в сводной таблице.
Специальные налоговые режимы 2018 года объединяют 5 основных спецрежимов, их список пока не изменился, хотя в ближайшее время он может пополниться так называемым налогом для самозанятых. Что такое специальные режимы налогообложения, какими нормами регулируются правоотношения, возникающие по поводу их применения, разберемся далее в статье.
Понятие
Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. О том, как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление можно либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.
Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как она предусматривает освобождение от части обязательных платежей.
По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций, особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.
Законодательное регулирование
Правовое регулирование специальных налоговых режимов опирается на положения Налогового кодекса РФ. Однако федеративное устройство нашего государства накладывает на правовое регулирование фискальной сферы свой отпечаток: регионам предоставлены определенные правомочия.
Сами спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Однако Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:
- отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;
- размер налоговых отчислений;
- условия применения налоговых льгот и т. п.
Так, региональные власти могут, в зависимости от конкретной ситуации на местах, корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).
Местные власти столицы, например, установили, что на территории города федерального значения ЕНВД не применяется вовсе. Поэтому чтобы применять соответствующую систему, необходимо изучить не только нормы НК РФ и федеральных законов, но и местных.
Таким образом, специальный налоговый режим — это система налогообложения, принципы которой кратко сформулированы в ст. 12 Налогового кодекса РФ. Понятие и виды специальных налоговых режимов даны в ст. 18 НК РФ. Далее рассмотрим виды спецрежимов, из описания которых станут понятны их суть, функции и задачи.
Виды
Далее представим специальные налоговые режимы, общая характеристика будет дана в сводной таблице после перечисления. Итак, полный перечень спецрежимов (полное и сокращенное наименование, принятое в нормативных актах и на практике):
- система налогообложения (для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
- система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);
- патентная система налогообложения (ПСН).
Вид | Глава НК РФ | Краткая характеристика | Ограничения по применению | Ставка | Налоговая база |
ЕСНХ | Гл. 26.1 | Обложению подлежит разница между поступлениями и затратами по ставке 6 %. | Предусмотрена только для предприятий, осуществляющих сельхоздеятельность, при количестве работников до 300 человек. | 6 % | Зависит от дохода |
УСН | Гл. 26.2 | Плательщик выбирает объект обложения — доходы или доходы минус расходы. Для первого варианта установлена ставка 6 % и для второго — 15 % (по решению региональных властей эти показатели могут быть уменьшены соответственно до 1 и 5 %). | Количество работников — 100, величина поступлений за год — 150 000 000 рублей.
Ограничения во видам деятельности указаны в ст. 346.12. |
6 % или 15 % | Зависит от дохода |
ЕНВД | Гл. 26.3 | Плательщик перечисляет 15 % (ставка может быть снижена по решению региональных властей до 7,5 %) с определенного вмененного дохода. | По количеству работников — 100.
В соответствии со ст. 346.26, определены виды деятельности, на которых она может быть применена (регионы могут расширить список). |
15 % | Постоянная |
СРП | Гл. 26.4 | Применяется юрлицами или их объединениями, являющимися инвесторами при разработке месторождения полезных ископаемых и заключившими соответствующее соглашение с государством. | Зависит от дохода | ||
ПСН | Гл. 26.5 | ИП покупает патент по установленной в регионе цене на право осуществления определенного вида деятельности. Ставка составляет 6 % от возможного дохода (может быть уменьшена в регионе вплоть до 0). При этом отчетность вообще не составляется, ведется только книга учета доходов и расходов. | Только для ИП.
Количество работников — 15, величина поступлений за год — 60 000 000 рублей. Виды деятельности перечислены в ст. 346.43 НК РФ(регионы вправе уточнить список). |
6 % | Постоянная |
Источник: http://ppt.ru/