Гарантийный фонд города Севастополя

+7 (978) 938-14-39

От общего к частному

Дата публикации: 16.02.2019

Национальный проект в области малого и среднего предпринимательства должен не только увеличить объемы финансовой поддержки этого сегмента, но и привести к единому знаменателю все существующие на сегодняшний день региональные программы.

Сегодня в стране, как на федеральном, так и на региональных уровнях, существует масса всевозможных структур, фондов и институтов развития, которые государство уполномочило заниматься проблемами малого и среднего бизнеса. У всех у них есть свои программы, под которые выделяются бюджетные деньги. Но пока мы имеем ситуацию, когда, например, в Южно-Сахалинске в малом бизнесе занято 48% населения, и в расчете на 10 тыс. жителей город имеет 720 субъектов МСП. Оба показателя в два раза выше среднероссийских значений. А, скажем, в Биробиджане — тоже дальневосточном городе — в муниципальный бюджет на следующий год на поддержку малого предпринимательства собираются заложить 90 тыс. рублей. Местные чиновники сами называют эту сумму смехотворной, но, по их словам, «надо же с чего-то начинать». В Тюмени денег выделяется достаточно — десятки миллионов рублей, однако здесь другая беда — за первые три квартала 2018 года в рамках программы поддержки МСП было освоено лишь 20% предусмотренных средств.

 

Столь разная картина даже в соседних регионах наблюдается в масштабах всей страны. Вероятно, дело в том, что до недавних пор на федеральном уровне для МСП не существовало единого координирующего плана развития. Нет, конечно, Министерство экономического развития периодически выпускало дорожные карты по развитию МСП, но их горизонт обычно ограничивался двумя годами. Свои дорожные карты для МСП существовали и у некоторых субъектов РФ. Надо подчеркнуть, что, чем конкретнее в них были прописаны задачи, тем лучше ситуация с малым бизнесом складывалась в регионе. В качестве примера можно привести Татарстан, где республиканский Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства предлагает на выбор восемь программ поддержки, а на муниципальном уровне стоит упомянуть все тот же Южно-Сахалинск, где предусмотрено 16 механизмов муниципальной поддержки МСП.

 

Разумеется, нельзя не отметить и Москву, где также создана довольно ясно структурированная система помощи МСП. Инфраструктура поддержки предпринимательства включает в себя Департамент инвестиционной и промышленной политики Москвы, по линии которого предприятия, в том числе и малые промышленные, могут получить субсидии, а также непосредственно Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы.

 

Помимо налоговых льгот для бизнеса в Москве предусмотрены целевые субсидии, льготное финансирование и гарантийная поддержка. Также предприниматели могут получить в аренду земельные участки для строительства объектов промышленно-научной и инновационной направленности без проведения торгов. В Москве на сегодняшний день работает 35 технопарков, где целенаправленно локализуются малые промышленные компании.

 

Также следует отметить, что в структуре Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы успешно работает Московский Фонд поддержки промышленности и предпринимательства (МФППиП), который помогает небольшому бизнесу, в первую очередь промышленному и экпортоориентированному, с финансированием.

 

Но есть все основания полагать, что текущий год станет точкой отсчета для формирования структурированной системы поддержки МСП уже в масштабах всей страны. Именно такая задача поставлена в президентских «майских указах-2018». В сентябре прошлого года Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию одобрил нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Он включает в себя пять федеральных проектов: по улучшению условий ведения бизнеса, расширению доступа к льготному финансированию, акселерации, поддержке фермеров и популяризации предпринимательства. В течение шести лет планируется выдать МСП более 10 трлн рублей льготных кредитов, а также значительно увеличить объемы закупок у малых и средних предприятий со стороны госкомпаний. Если по итогам 2018 года общая сумма по предварительным расчетам составила 3 трлн рублей, то к 2024-му ежегодный объем должен достичь 5 трлн рублей.

 

Отметим, что общая стоимость реализации нацпроекта оценивается в 479 млрд рублей. Из федерального бюджета за шесть лет (в 2019–2024 годах) планируется направить 414,5 млрд рублей, из внебюджетных источников — 53,9 млрд рублей, из региональных бюджетов — 10,5 млрд рублей.

 

В свою очередь, Банк России в октябре представил дорожную карту по поддержке кредитования МСП до 2021 года. Есть надежда, что содержащиеся в ней меры позволят существенно улучшить доступ малых предпринимателей к деньгам: наряду с программой льготного кредитования планируется развивать микрофинансирование, льготный лизинг, факторинг, включать альтернативные источники — инвестиционные платформы, кредитные потребкооперативы, биржевые инструменты и т.д.

 

В целом, необходимо отметить, что сегодня меры поддержки МСП в России существуют на разных территориальных уровнях, однако их эффективность сдерживается рассогласованностью действий федеральных и региональных властей. Нацпроект и программа от ЦБ ставят задачу собрать все воедино, дальше действовать скоординировано и, что очень важно, дать предпринимателю максимум доступной информации о том, где, по какой программе, с помощью какой структуры он может получить необходимую ему поддержку с учетом профиля и особенностей его бизнеса. Один из акцентов в нацпроекте сделан как раз на информационные ресурсы и образовательные опции.

 

Источник: Банковское Обозрение