АЦ обнаружил активизацию в РФ борьбы оставшихся компаний за рынки
Впервые за четыре года уровень конкуренции в РФ вырос, следует из доклада Аналитического центра при правительстве (АЦ). Если в 2018 году 46% предпринимателей указывали на высокую или очень высокую конкуренцию, то в 2019 году — уже 51%. Одновременно бизнес отмечает снижение числа конкурентов из-за действий властей, ухода с рынка компаний и изменений регулирования: 42% опрошенных отмечают, что власти только мешают бизнесу своими действиями.
Аналитический центр при правительстве представит на Красноярском экономическом форуме доклад о состоянии конкуренции в РФ с точки зрения самих предпринимателей. В исследовании участвовали 1,3 тыс. человек, 79% из них представляют микробизнес. Впервые с 2015 года доля предпринимателей, оценивших степень конкуренции как высокую и очень высокую, выросла в 2019 году до 51% — после плавного снижения с 53% в 2015 году до 46% в 2018 году. «Более половины респондентов признают, что их бизнесу необходимо регулярно — раз в год и чаще — принимать меры по повышению конкурентоспособности своей продукции и разрабатывать новые способы для сохранения рыночной позиции», — отмечает глава управления по конкурентной политике АЦ Елена Ковалева. При этом доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или вообще ее отсутствие, снизилась до 22% в 2019 году против 27% в 2018 году.
На сильную конкуренцию указывали предприниматели, работающие в областях культуры, спорта, досуга и развлечений, текстильного и швейного производства, пищепрома и производства неметаллических изделий. На слабую — представители традиционно монопольных ТЭК, производства и распределения электроэнергии, газа, воды, а также химпрома, здравоохранения и соцуслуг.
Некоторым объяснением происходящего может служить снижение доли заявивших о росте числа конкурентов: 47% в 2019 году против 48% в 2018 году и 49% в 2017 году. Доля отметивших снижение числа конкурентов, напротив, в течение последних четырех лет относительно стабильна (в 2019 году — 23%). Основными причинами снижения числа конкурентов стали антиконкурентные действия органов власти (на это указали 46% предпринимателей, отметивших сокращение числа конкурентов) и изменения регуляторики (40%). Среди прочих причин беспокойство вызывает уход российских конкурентов с рынка — доля отметивших эту тенденцию подскочила в 2019 году на 15 п. п., до 43%. Отметим, и по официальным данным (см. “Ъ” от 25 февраля), численность предпринимателей в РФ сокращается, а бизнес мельчает — сильнее всего в последние годы падает доля средних компаний.
Впрочем, в АЦ отмечают, что уровень конкуренции определяет не только число участников, но и ее интенсивность. «В пользу роста интенсивности ценовой конкуренции свидетельствует устойчивый рост чувствительности спроса по цене: производители чувствуют себя менее уверенно относительно сбыта своей продукции в случае увеличения ее цены», — отмечает Елена Ковалева. Так, 61% предпринимателей ответили, что при увеличении цены продукции на 10–15% объем их продаж снизится на 10–15% и более.
Самыми популярными способами повышения конкурентоспособности у компаний остаются снижение затрат (используют последние три года 61%), обучение персонала (47%) и новые маркетинговые стратегии (43%). Наиболее серьезными барьерами для развития бизнеса предприниматели называют высокие налоги (63%), нестабильность госрегулирования (47%), сложность доступа к финансам (46%) и нехватку квалифицированных кадров (37%). Неудовлетворенность предпринимателей действиями органов власти в 2019 году выросла: 42% считают, что власти только мешают бизнесу своими действиями и инициативами (против 40% в 2018 году).
Источник: Коммерсантъ