Гарантийный фонд города Севастополя

+7 (978) 938-14-39

Нацпроект для чистеньких

Дата публикации: 13.04.2019

Малый бизнес собираются поддерживать прежними способами, только в больших масштабах. Однако эффективность этих способов под вопросом: число малых предприятий, несмотря на поддержку, не растет

 

Господдержка не улучшает положения малых предприятий. К такому выводу в очередной раз пришли аудиторы Счетной палаты (СП), оценив эффективность бюджетных трат на развитие микрофинансирования и гарантийной поддержки в регионах. «В 2015–2017 годах за гарантийной поддержкой обратилось около 0,1 процента от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), за микрозаймами — 0,3–0,4 процента. При этом выборочная проверка показала, что большинство предпринимателей, получивших поддержку, не улучшили свои финансовые показатели, а отдельные и вовсе прекратили свою деятельность вскоре после ее получения», — сообщил на днях на коллегии Счетной палаты аудитор Андрей Перчян.

Заявления о низкой или отрицательной эффективности госпрограмм поддержки малого и среднего бизнеса Счетная палата делала и раньше. Так, в прошлом году СП констатировала: «Одна из основных целей Национальной гарантийной системы (система госгарантий для МСП, которые выдаются Корпорацией МСП. — “Эксперт”) — увеличение объемов долгосрочного кредитования субъектов МСП, — не достигнута». Палата также предупреждала, что высокая степень исполнения плановых показателей по госпрограмме поддержки МСП — это не признак эффективности: показатели подгоняются под реальное положение дел. Целый ряд контрольных показателей на 2017 год были снижены по сравнению с 2014-м. Например, контрольное значение количества новых рабочих мест в секторе МСП снизилось с 108 тыс. в 2014 году до 25 тыс. в 2017-м.

 

Система поддержки МСП начала формироваться в 2007 году после вступления в силу закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209 и через десять лет, к концу 2018-го представляла собой два разрозненных направления — региональные меры поддержки и федеральные (а именно льготное кредитование плюс некоторые другие формы поддержки от Корпорации МСП, ранее МСП-банк). Но несмотря на то, что регионы добросовестно выдавали деньги, а Корпорация МСП — кредиты и гарантии, главная цель поддержки оставалась недостижимой: число предприятий малого и среднего бизнеса росло незначительно, и этот сектор так и не стал фундаментом российской экономики.

 

Вообще, оценивать эффективность господдержки малого бизнеса очень трудно, считает Анастасия Алехнович, директор Института экономики роста имени П. А. Столыпина, руководитель Экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей: «Дело в том, что система поддержки МСП через федеральные и региональные институты развития имеет весьма ограниченный охват и не может серьезно заменить масштабную государственную политику, которая должна быть направлена на развитие гораздо более значимого числа субъектов МСП и затрагивать налогово-бюджетную, денежно-кредитную политику, контрольно-надзорную сферу, а также регулирование инфраструктурных монополий. Кроме того, усилия федеральных и региональных органов власти по созданию условий для развития МСП часто сводятся на нет уже на уровне муниципалитетов, которые пока не имеют серьезных стимулов для поддержки подобных предприятий. Там есть движение, но проблема остается».

 

По замыслу правительства, все может измениться благодаря нацпроекту по поддержке малого бизнеса, который стартовал в январе 2019 года. Отвечает за его реализацию Минэкономразвития, которое и определяет, как и на что будут потрачены почти полтриллиона рублей, выделяемые напрямую из федерального бюджета. В паспорте нацпроекта указано, что деньги будут тратить по пяти направлениям: улучшение предпринимательской среды, повышение доступности льготного финансирования, акселерация субъектов МСП, создание системы поддержки фермеров и популяризация предпринимательства.

 

В результате нацпроекта малый бизнес должен стать движущей силой нашей экономики. К 2024 году Минэкономразвития планирует увеличить число занятых в секторе МСП с 19,2 до 25 млн человек, повысить долю МСП в ВВП с 22,3 до 32,5%, а долю МСП в общем объеме несырьевого экспорта — с 8,6 до 10%. Однако достичь этих показателей прежними способами будет сложно.

 

Малый бизнес наращивает оборот, но вот число предприятий не растет

 

Поддержка взаймы

 

«Я написал бизнес-план. На тот момент это был интернет-сервис по вызову сантехников, электриков и другого персонала. Когда я получал грант (речь идет о субсидии от Центра занятости на открытие собственного бизнеса. — “Эксперт”) спросил, можно ли приобрести оборудование у физического лица. Мне ясно и четко сказали: да, можно. Получил по гранту деньги. Приходит время отчетности, и выясняется, что у физлица покупать нельзя, нужно предоставить чеки и гарантию, которых у меня нет, потому что я покупал б/у оборудование у физлица. В итоге вернул им деньги по суду. Больше не пытался обращаться к государству и пытаться не буду» — так описывает свой опыт получения господдержки от Центра занятости предприниматель Иван Гоцецура, один из героев проекта «Пилим по России» журнала «Эксперт».

 

До старта нацпроекта безвозмездная помощь предпринимателям в виде субсидий (грантов) на открытие дела оказывалась в большей степени за счет региональных бюджетов. В зависимости от ситуации условия ежегодно менялись, как и объем денег: иногда их хватает на всех начинающих бизнесменов, иногда нет. «Я обращался за поддержкой в городской и областной департаменты поддержки предпринимателей Владимира. И ни там ни там получить поддержку не удалось. Хотя по всем критериям я подходил. Говорили: деньги закончились», — негодует Артем Cилонов, сооснователь сети пекарен из Владимира, также участник проекта «Пилим по России». Другой наш собеседник, Антон, напротив, получил безвозмездную помощь во Владимире четыре раза, но и ему кажется, что система работает как-то неправильно. «Мы обращались за получением первоначального взноса на лизинг на покупку основных средств, в нашем случае это были грузовики. В нашем регионе максимальная сумма выплат была 500 тысяч. Я понял, что программа отбора работает по количеству участников — потому что у нас был посредственный бизнес-план. По сути, этой программой могли воспользоваться откровенные мошенники. Мы получили эту поддержку два раза, на третий год, в связи с тем, что заявок стало больше, нам выплатили уже не 500, а 300 тысяч рублей. Непрозрачность — это первое, что отпугивает».

 

Объем кредитования МСП не вышел на докризисный уровень, несмотря на поддержку

 

«Мы полностью отказались от непрозрачных механизмов, таких как гранты и субсидии, и сосредоточились на том, чтобы обеспечить предпринимателям доступ к дешевым деньгам. На это у нас работают такие инструменты, как микрозаймы и льготное кредитование», — сказали «Эксперту» в Минэкономразвития РФ.

 

Речь идет о том, что ряд регионов для распределения денег между бизнесменами создают микрофинансовые организации. Региональные департаменты поддержки предпринимательства учреждают такие МФО и перечисляют деньги из региональных бюджетов. МФО должны выдавать займы тем представителям малого бизнеса, которые не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами — небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удаленность населенного пункта и т. д. При этом даже небольшие объемы поддержки МСП могут позволить себе далеко не все регионы: порой таким государственным МФО приходится самим занимать деньги в банках, чтобы потом раздать их малому бизнесу.

 

А Счетная палата выявила случаи, когда микрозаймы от государственной МФО предоставлялись предпринимателям, которые сами оказывали финансовые услуги, в том числе выдавали займы и кредиты, и занимались коллекторской деятельностью.

 

Несмотря на критику, бизнесмены местные МФО ценят высоко: «Фонд микрокредитования — реальная структура, которая помогает предпринимателям. Условия щадящие, пакет документов минимальный, процентная ставка — семь-девять процентов годовых. Мы трижды кредитовались в ФМСО (Некоммерческая микрокредитная компания “Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства Саратовской области”. — “Эксперт”)», — делится опытом Андрей Родионов, предприниматель из Саратова, участник проекта «Пилим по России».

 

В Минэкономики хотят и дальше развивать микрофинансирование малого бизнеса, льготный лизинг, запустить альтернативные источники финансирования, в том числе биржевые инструменты для МСП. В рамках нацпроекта предусмотрено развитие или докапитализация микрофинансовых организаций. Кроме того, будет внедряться сервисная модель поддержки МСП в рамках центров «Мой бизнес» (некий аналог «Моих документов» для физлиц) — там можно будет оформить все документы, получить консультацию или пройти обучение. К 2024 году планируется обучить не менее 450 тыс. человек.

 

В целом в Минэкономразвития уверены, что и сегодня помощи выделяется достаточно, вся проблема — в популяризации мер поддержки.

(Продолжение следует)

Заказать звонок

Пожалуйста введите Ваши данные!

    ×
    Заказать звонок
    +
    Жду звонка!