Гарантийный фонд города Севастополя

+7 (978) 938-14-39

Александр Калинин: предприниматель — это опора общества, бизнеса и власти

Дата публикации: 01.05.2019

Руководитель бизнес-объединения «Опора России» рассказал о важности популяризации предпринимательства и своем видении решения этой задачи.

 

Масштабные планы правительства по развитию малого и среднего бизнеса в России требуют системного подхода, и речь идет не только о снижении давления на бизнес или упрощении доступа к кредитам, но и об изменении имиджа предпринимателей в обществе. Этот вопрос в ближайшие годы планируется решить в рамках нацпроекта по поддержке предпринимательства, в котором популяризация предпринимательства выделена в отдельное направление. Его курирует «Опора России». Президент организации Александр Калинин рассказал в интервью порталу «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого выступает ТАСС, о своем видении реализации этой задачи.

— Александр Сергеевич, насколько имело смысл «отдавать на откуп» малому бизнесу целый нацпроект, когда уже была запущена в работу стратегия развития малого бизнеса до 2030 года?

 

— На все 100%. Во-первых, нацпроект по малому бизнесу имеет принцип четкого и практически ежемесячного контроля за исполнением каждой цели и каждой задачи, а в стратегии такого нет. Во-вторых, есть конкретный ответственный за каждый показатель, за каждую цифру, чего опять же не было в стратегии развития. Ну и в-третьих, самое важное – деньги, выделенные на нацпроект, никогда раньше до этого не выделялись. Мы в «Опоре России» неоднократно говорили, что развитие малого бизнеса в стране – это национальный приоритет, и я рад, что президент России считает так же.

 

— Вы назначены ответственным за один из пяти федеральных проектов нацпроекта – «Популяризация предпринимательства». У нас такая большая необходимость в популяризации этого сегмента?

 

— Я считаю, что предприниматель – это опора общества, бизнеса и власти. На мой взгляд, необходима популяризация этого вида деятельности, так как отголосок 90-х еще дает о себе знать. Кроме того, мы мало рассказываем людям о том, что положительного происходит, не только по нацпроекту МСП (малое и среднее предпринимательство).

 

Любой нацпроект будет успешен только тогда, когда это будет нести позитив для всех, в том числе и самих предпринимателей. Если люди не будут понимать, что это, о чем это и зачем им это – поверьте, битву за новую сильную экономику мы проиграем. Поэтому популяризация важна, как никогда до этого.

 

— Как сегодня в тех же регионах воспринимают предпринимателей? Что необходимо сделать, чтобы вовлечь население в предпринимательство через популяризацию?

 

— Согласно последним данным ВЦИОМ, порядка 60% населения в России положительно относятся к малому бизнесу. Многие сами работают в малых компаниях, у кого-то работают дети или родители. Людям нужно развернуто пояснить, какую пользу несет малый бизнес – создание новых рабочих мест, новая конкурентная продукция и так далее.

 

Я считаю, что главные каналы в рамках популяризации профессии предпринимателя  – это ТВ и социальные сети. Телеканалы смотрят старшее поколения, а в социальных сетях надо «ловить» молодежь.

 

— Если говорить о конкретной пользе, то зачем населению идти в малый бизнес?

 

— Вы правы — если люди не будут четко понимать, что сегодня или завтра улучшится в условиях по ведению малого бизнеса в стране, то они туда и не придут. На мой взгляд, чтобы люди поверили — надо также четко выполнить  другой федеральный проект нацпроекта, который направлен на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности (федеральный проект «Улучшение условий предпринимательской деятельности»). Там заложен небольшой бюджет на реализацию (2,5 млрд рублей), но важнее всего именно снятие барьеров для бизнеса вовремя. А это и упрощение налоговой отчетности, и надзорная «гильотина», и снижение силового давления на бизнес. Если выполним четко и в срок, то будет значительно проще рассчитывать на доверие людей, в том числе и на их веру в предпринимательство.

 

— Если федеральный проект по улучшению условий для бизнеса не будет выполнен, то об остальных проектах нацпроекта можно забыть?

 

—  Да, без создания комфортной среды для бизнеса остальные проекты будет непросто выполнить. Люди не будут брать льготные кредиты, пользоваться поддержкой для фермеров или прибегать к услугам лизинга, есть будут понимать, что барьеры остаются высокими и их много, если не будут чувствовать безопасность при ведении бизнеса.

 

— Как регионы отнеслись к такому целевому показателю нацпроекта, как увеличение численности занятых в сфере малого предпринимательства?

 

— Вообще, в регионах уже даже появились кураторы нацпроекта. Некоторые регионы уже составили свою дорожную карту по реализации нацпроекта, к примеру, это Тюменская и Ульяновская области. А некоторые звонят мне и спрашивают, как добиться значительного увеличения на региональном уровне числа предпринимателей.

 

— Что делать с такими «отстающими» регионами?

 

— Все просто – запустить региональные рабочие группы по обсуждению выполнения целевых задач нацпроекта. Необходимо привлечь большую «четверку» бизнес-объединений в качестве экспертов («Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей), чтобы потом не было вполне справедливых претензий, что власти «тайком решили сами». Как говорится, «одна голова хорошо, а две лучше». Готовы от лица «Опоры России» в ежедневном формате помогать работе таких групп во всех регионах. Еще рекомендую следить за эффективностью расхода денежных средств, которые будут выделены в рамках нацпроекта, вовремя заявляться на федеральные программы в рамках того же нацпроекта.

 

— Выполнение каких задач нацпроекта кажется вам сложным?

 

— Вызывает некоторые опасения программа льготного кредитования малых и средних предприятий со ставкой не более 8,5%. Несмотря на то, что в рамках проекта должны выдать не менее 1,1 трлн рублей в 2019 году, пока банки-участники заявились лишь на 250 млрд рублей. Я вижу сложность в ключевой ставке Центробанка, которая сегодня составляет около 7,75%, из-за чего у банков остается небольшая маржа. Тут надо найти компромисс.

 

— К слову, в рамках нацпроекта предусмотрено, что кредитные продукты будут разрабатываться под разные категории, к примеру, льготные кредиты специально для женщин. Насколько это справедливо?

 

— Это те группы, где есть большой потенциал роста, и сегодня социально важно их поддержать, чтобы дать мощное развитие. Мы видим, что число тех же «женщин из декрета», которые придут в малый бизнес, удвоится, если снять определенные барьеры в части кредитной поддержки. Это касается не только финансов, но и бесплатных образовательных мероприятий, которые могут работать «рука об руку»: на курсах уже можно понять, хочешь ты свой бизнес или нет, а также узнать, где можно взять средства на оборотную деятельность компании в первый год.

 

— А что касается самозанятых? У них есть налоги, но льгот как у субъектов МСП нет.

 

— Я думаю, что мы все-таки законодательно придем к тому, что самозанятые —  это полноценные субъекты МСП и на них должны распространяться аналогичные льготы, в том числе и закупки. Тем более эта категория растет. С января этого года в рамках специального налогового режима для самозанятых предпринимателей зарегистрировалось более 45 тыс. человек. Это говорит о востребованности. Поэтому будем выступать за то, чтобы с 2020 года режим распространился на все регионы (пока специальный налоговый режим для самозанятых действует в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане).

 

— Если говорить о закупках, реально ли достичь показателя по объему госзакупок у малого бизнеса в 5 трлн рублей?

 

— Реально. Надо просто увеличить число крупнейших компаний, которые могут закупаться у малого бизнеса. Корпорация МСП сегодня мониторит 1,4 тыс. крупных компаний с госучастием, а у нас их намного больше. Кроме того, имеет смысл повысить порог по годовому обороту для среднего бизнеса, который тоже может участвовать в льготных закупках для сектора МСП. У нас сейчас средней компанией считается предприятие с годовой выручкой в 2 млрд рублей, имеет смысл поднять планку до 3 млрд рублей. Тогда и конкурентное поле расширится, и показатели будут выполнимы.

 

— Замечаете сходство шестилетних сроков реализации нацпроектов со сталинскими пятилетками?

 

— Все новое – это хорошо забытое старое. Так что не вижу в этом ничего плохого. Кстати, многие рыночные экономики учились планированию у Советского союза. В любом случае, цели такие же амбициозные – надо выполнить.

 

Беседовала Юлия Ермилова

 

Источник: ИА ТАСС

Заказать звонок

Пожалуйста введите Ваши данные!

    ×
    Заказать звонок
    +
    Жду звонка!