Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов. Эксперты считают, что это позволит собирать с предпринимателей больше налогов
Виктор Колодовский — смоленский фермер и предприниматель — много лет работает на «вмененке». В свое время этот налог вводили по своему усмотрению региональные власти. «У меня и не спрашивали, просто перевели на режим ЕНВД», — вспоминает бизнесмен. Но он был доволен — простейшее налогообложение, документы заполнить легко. Узнав, что после 2020 года этот режим, возможно, отменят, не обрадовался.
«Когда у тебя объем незначительный, зачем тебе бухгалтерия в полном объеме? Или даже упрощенная бухгалтерия, даже она не сильно интересна, потому что ну не таких объемов. Не миллиардами же ворочаешь, не миллионами даже, а бумаг куча. Это никакого смысла не имеет, в любом случае это обязательно повышение налогового бремени. Исчезнут те, кто вот производят и делают сельхозпродукцию, например сыр, там, мясо, кто держит скот».
ЕНВД появился в конце 1990-х. Этот режим придумали специально, чтобы те, кто не платил налоги, а тогда так жили — что крупные компании, что мелкие, — платили хоть что-то.
«Вмененка» действует лишь для нескольких областей — перевозки, общественное питание, розничная торговля и так далее. Это специальный режим для малого бизнеса. Предприниматели платят налог с потенциального дохода, который рассчитывается по нескольким показателям. Например, площадь помещения, количество персонала. Заработал больше, чем планировалось, — сумма налога не меняется. О том, какими могут быть последствия отмены, рассуждает партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
Дмитрий Костальгин, партнер компании Taxadvisor: «ЕНВД вводился как раз для тех областей, где затраты на контроль за уплатой налога превышают сумму самого налога, который должен уплачивать. Микробизнес. Поэтому как бы не получилось так, что с отменой ЕНВД, те, кто уклонялись и хоть что-то платили, перестанут платить вообще».
Впрочем, у Антона Силуанова логика другая. По словам главы Минфина, бизнес часто использовал «вмененку», чтобы уклониться от налогов. И это, конечно, тоже правда. Есть такой метод, как дробление. Компанию делят на несколько юридических лиц. И эти мелкие фирмы, вместо того чтобы платить налог на прибыль, НДС и другие налоги, платят небольшую «вмененку». Раньше бизнес называл это оптимизацией, но налоговики считают это уклонением.
Впрочем, есть и другие похожие спецрежимы — «упрощенка», патенты. С их помощью тоже можно оптимизировать, говорит председатель комитета по налогам московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов.
Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам московского отделения «Опоры России»: «Говорить о том, что он используется с целью ухода от уплаты налогов? Ну, мы можем говорить так о каждом спецрежиме, если захотим. «Упрощенка» — вот дробление и уход от налогов. Единый сельхозналог — вот дробление и уход от налога. Слова господина Силуанова — это, при всем уважении, такая полемика и попытка оправдать возможность собирать с предпринимателей больше».
Несколько лет назад Госдума в очередной раз продлила действие ЕНДВ. Тогда парламентарии назвали его самым востребованным режимом, по «вмененке» работали 2,5 млн предпринимателей. У Минфина другая позиция — налог неэффективен. Впрочем, Силуанов предложил альтернативу — упрощенное налогообложение или новый налог на самозанятых — 4% с дохода. Но последний спецрежим — пока эксперимент в нескольких регионах. Его эффективность в рамках всей страны еще не доказана.
Источник: «БФМ.РУ»