Гарантийный фонд города Севастополя

+7 (978) 938-14-39

Трансформация будущего

Дата публикации: 15.09.2019

Национальные проекты президента имеют ключевое значение для развития Саратовской области

 

Национальные проекты – самая важная тема для экономического и социального развития нашей страны на ближайшие несколько лет. Именно поэтому, как стало известно на днях, правительство РФ даже решило отменить Красноярский экономический форум, который проводили в этом городе более пятнадцати лет подряд. Вместо него решено организовать в разных городах форумы, посвященные нацпроектам. Что это такое, знают далеко не все – даже из тех, кому точно следовало бы в этом разбираться. Между тем, национальные проекты – это не просто некая «идея о намерениях» или еще одна форма упаковки информации о целях, задачах и планах развития страны и регионов. Сегодня они выглядят как возможность для территорий обнулить негативный опыт прошлых лет и получить серьезные деньги на действительно прорывные идеи, технологии и наработки – взамен привычных способов и инструментов воздействия на региональную экономику и социальную среду. Тем более что эти привычные способы, судя по положению дел в нашем регионе, работают с годами все хуже и хуже.

Реализация нацпроектов будет определять социальную и экономическую политику России и любого региона, города и, в конечном итоге, любого муниципалитета до 2024 года. Это серьезный срок, особенно в нашем быстро меняющемся мире. По сути, нацпроекты становятся основным и главным источником действительно больших денег для регионов, что еще более увеличивает их значимость.

 

Поскольку реализация их стартовала сравнительно недавно, то именно сейчас нацпроекты все еще остаются тем шансом и одновременно рычагом, который может позволить остановить процессы стагнации в нашем регионе и помочь местному бизнесу выйти на принципиально новые рубежи. Однако пока ситуация в Саратовской области с реализацией планов федерального центра обстоит так, что неизбежно вспоминаются слова великого Эйнштейна: проблему невозможно решить на том же уровне мышления, на котором она возникла.

 

Проще говоря, вместо «прорывного научно-технологического и социально-экономического развития», которое в качестве цели поставил перед властью в стране президент, мы все, как жители Саратовской области, рискуем из-за действий региональной администрации получить формальный подход, «притягивание за уши» к теме нацпроектов всего что удастся, а также псевдопроекты «для галочки» вместо бизнес-идей, способных вдохнуть реальную жизнь в хиреющую саратовскую экономику.

 

Почему?

 

Это нам на будущее

 

В середине минувшего лета агентство РБК обнародовало результаты опросов населения, проведенных службой специальной связи и информации ФСО в апреле по заказу правительства страны. Как показало исследование, каждый третий житель в России ничего не слышал о национальных проектах. А те, кто в курсе, ждут от них снижения тарифов ЖКХ, выдачи бесплатных лекарств и отмены ЕГЭ.

 

Вряд ли в Саратовской области информированность по теме нацпроектов намного лучше, чем в среднем по стране. Скорее наоборот – судя по тому, что происходит здесь, значение и суть идей федерального центра не очень хорошо представляют себе даже чиновники. Что еще хуже, эта неосведомленность прямо влияет на то, что национальные проекты в качестве реального инструмента развития и роста не воспринимает и саратовский бизнес, от малых предпринимателей до руководителей крупнейших предприятий и компаний региона.

 

Откуда взялись национальные проекты и в чем их суть?

 

В октябре в Саратове должен состояться собственный экономический форум, второй по счету. Эта площадка – самое подходящее место для того, чтобы обсуждать реальные вопросы. Но уже сейчас, до форума, есть тревога по поводу того, что областная власть, судя по проводимым мероприятиям и обнародованным документам, пока либо не понимает сути нацпроектов и тех огромных возможностей, которые они открывают для региона, самой власти и бизнеса, либо воспринимает нацпроекты как способ притянуть к ним то, что уже придумано в рамках других программ, а бизнес так или иначе сделает и без всяких нацпроектов.

Основой для их появления стал Указ президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», подписанный 7 мая 2018 года. В этом документе глава государства для осуществления «прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека» поставил перед правительством целый ряд целей и задач, конкретных и измеримых.

 

В их числе повышение продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет), обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, снижение в два раза уровня бедности в стране, улучшение жилищных условий, ускорение технологического развития, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий, вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора и другие задачи.

 

Инструментом для достижения этих целей стали приоритетные национальные проекты (программы) по следующим направлениям: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт.

 

В каждый нацпроект входят несколько федеральных проектов (всего – 76), которые в свою очередь делятся на задачи (общим числом почти в две тысячи). Самый крупный нацпроект – план развития магистральной инфраструктуры. Он касается железных и автомобильных дорог, аэропортовой и портовой инфраструктуры, судоходства, логистики и т.д. Второй по объему инвестиций – нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На эти проекты, а также на «Экологию» и «Демографию» приходится 71% инвестиций от общего бюджета нацпроектов.

 

Для регионов нацпроекты могут и должны стать не только инструментами развития и «повышения качества жизни». На примере Саратовской области понятно, что одной из важнейших задач для власти теперь становится удержание населения. Можно сколько угодно говорить о важности «человеческого капитала», но в ситуации, когда наша область отстает от других территорий по целому ряду направлений, отток людей в более успешные регионы становится неизбежным. Более того, он уже происходит. Значит, для Саратовской области нацпроекты необходимо сразу рассматривать еще и под таким углом зрения – как способ сделать нечто, что удержит здесь людей, в первую очередь конкурентоспособных на рынке труда специалистов, способных создавать новый продукт во всех смыслах этого понятия.

 

Именно поэтому кроме привычных способов реагирования на проблемы и использования нацпроектов в духе «построим новые школы, больницы, дороги и спортзалы, еще больше школ, еще больше больниц» необходимо понять, как еще можно реализовать те возможности, которые открываются перед регионами. И здесь особенно необходимо четкое и трезвое понимание того, как их мог бы использовать местный бизнес.

 

Партнерство для развития

 

Подход, при котором государство из федерального бюджета напрямую финансирует строительство (модернизацию, реконструкцию и т.п.) каких-либо объектов (от дорог и мостов до школ и фельдшерских пунктов), понятен и привычен. В этом случае на местах необходимо понимать первоочередные потребности и вовремя включать их в списки таких объектов, чтобы получить финансирование.

 

Особенностью национальных проектов стало то, что кроме прямых бюджетных расходов на создание инфраструктуры, объекты и программы государство также намеревается привлекать к реализации предпринимателей. Весной президент Владимир Путин назвал бизнес непосредственным участником реализации нацпроектов. «Рассчитываю здесь на наше самое тесное, результативное партнерство», – сказал глава государства на заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Президент уточнил, что речь идет об инвестициях в общественно важные направления. Среди них – промышленность, высокие технологии, транспорт, связь, экология и туризм. По его оценке, «это действительно масштабные проекты с хорошим синергетическим эффектом», рассчитанные на перспективу.

Суть подхода здесь можно понимать так, что государство становится «инвестором» – как для регионов, через программы, заявляемые администрациями субъектов РФ в рамках нацпроектов, так и для бизнеса, который способен предложить идеи и инициативы, способствующие прорыву, о котором говорит президент.

 

Центр намерен потратить на реализацию национальных проектов 25,7 триллионов (!) рублей. Часть грядущих инвестиций – это те по-настоящему большие деньги, которые федеральный центр готов израсходовать и на проекты с участием бизнеса.

 

Финансирование может иметь разные формы. Предполагается, что основным механизмом реализации нацпроектов в той сфере, где власть будет привлекать к участию бизнес, станет государственно-частное партнерство (ГЧП). Эта форма взаимодействия позволяет финансировать долгосрочные проекты. А главное, широко используется в нашей стране уже более десяти лет. По данным Национального центра ГЧП, в России с 2005 года было заключено более 3000 ГЧП-соглашений. Сейчас в целом по стране реализуются тысячи ГЧП-проектов с общим объемом частных инвестиций более 3 триллионов рублей.

 

Основная идея ГЧП состоит в объединении усилий государства и бизнеса в совместном вкладе активов в намеченный проект. Бизнес обеспечивает финансовые вложения, профессиональный опыт, эффективное управление, инновационные подходы, создает новые формы организации производства (в том числе с участием иностранного капитала). Государство со своей стороны предоставляет возможности налоговых и иных льгот, гарантий, субсидий, при этом осуществляет контроль и регулирует соблюдение общественных интересов.

 

Построенная инфраструктура (или готовый объект) оказывается в собственности государства, которое или само занимается управлением, или привлекает для этого частного партнера. Возможен также механизм концессии, когда частный инвестор возвращает затраты на строительство (модернизацию, реконструкцию) чего-либо затем через тариф при долгосрочной эксплуатации.

 

Срочно требуются компетенции

 

Одним словом, при желании и наличии инициатив перед бизнесом в этой части нацпроектов открываются значительные возможности. Но поскольку федеральный центр не может решать все подобные вопросы по каждому проекту, значительно возрастает роль власти на местах.

 

Почему так важно, чтобы в этой ситуации региональные администрации или структуры, задействованные в реализации нацпроектов, имели в своих рядах людей с соответствующими компетенциями, опытом и видением?

 

Причин несколько. Для того чтобы выбрать лучшие проекты для воплощения в составе нацпроектов, должна быть создана ситуация конкуренции идей для местного бизнеса. Когда власть начинает выбирать их «из своих» или по формальным признакам, только чтобы не провалить планы и не ухудшить статистику, это чаще всего заканчивается формальными результатами, которые ни к каким прорывам привести не способны.

 

Суть подхода здесь можно понимать так, что государство становится «инвестором» – как для регионов, через программы, заявляемые администрациями субъектов РФ в рамках нацпроектов, так и для бизнеса, который способен предложить идеи и инициативы, способствующие прорыву, о котором говорит президент.

В ситуации, когда власть способна создать пространство для конкуренции идей, проектов и разработок, можно надеяться, что на местном уровне найдутся те, кто их представит. И тогда можно будет выбирать из чего-то, а не довольствоваться тем, что есть. Это значит, что в такой ситуации чиновники региональных администраций должны стать также «идеальными отборщиками» наиболее конструктивных идей и проектов или, что еще лучше, организовать экспертные структуры из профессионалов, которые квалифицированно справятся с подобным отбором.

 

Как реализуются национальные проекты в Саратовской области? Обладают ли чиновники региона компетенциями, о которых говорилось выше? Способны ли они привлечь бизнес и ведущих экспертов в сфере экономики и предпринимательства для того, чтобы регион мог генерировать и предложить центру что-то принципиально новое? То, что позволит добиться действительно «прорывного научно-технологического и социально-экономического развития», которое власти поручил президент Владимир Путин?

 

В октябре в Саратове должен состояться собственный экономический форум, второй по счету. Эта площадка – самое подходящее место для того, чтобы обсуждать реальные вопросы. Но уже сейчас, до форума, есть тревога по поводу того, что областная власть, судя по проводимым мероприятиям и обнародованным документам, пока либо не понимает сути нацпроектов и тех огромных возможностей, которые они открывают для региона, самой власти и бизнеса, либо воспринимает нацпроекты как способ притянуть к ним то, что уже придумано в рамках других программ, а бизнес так или иначе сделает и без всяких нацпроектов.

 

Ни о каком «прорыве», который замыслил президент и которого очевидно требует саратовская действительность, в этом случае говорить не приходится.

 

Источник: ИА «Взгляд-инфо»

Заказать звонок

Пожалуйста введите Ваши данные!

    ×
    Заказать звонок
    +
    Жду звонка!