Переход на полностью безбумажное взаимодействие бизнеса и органов контроля в России должен быть плавным и поэтапным, а уже стартовавшие мероприятия по электронному документообороту показывают свою эффективность. Такое мнение высказали опрошенные ТАСС представители деловых объединений и предприниматели.
Правительство РФ ранее одобрило общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. Документ предполагает, в частности, поэтапный переход на полностью безбумажное взаимодействие органов контроля и проверяемых лиц при обмене документами. Также план включает «ограничение существенного роста числа проверок в 2021 году по сравнению с 2020 годом, в том числе ограничение оснований их проведения».
Электронный документооборот
Работа по переходу на безбумажное взаимодействие органов контроля и бизнеса сейчас активно ведется, считают эксперты, приводя в доказательство несколько наиболее примечательных примеров.
«Среди удачных проектов можно выделить взаимодействие Федеральной налоговой службы России и предпринимателей — бизнес давно сдает отчетность в налоговые органы через интернет и заказывает через интернет многие документы, не посещая налоговые органы», — сказал ТАСС зампредседателя совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, председатель совета директоров «Аудит Груп» Борис Любошиц.
Также, по его словам, удачно зарекомендовала себя и единая информационная платформа Федеральной таможенной службы — портал «Морской порт», благодаря внедрению которой уже не нужно представлять контракт и документы, подтверждающие полномочия лица, подающего декларацию в электронной форме, не нужно подтверждать уплату таможенных платежей.
«Важно также и то, что надзорные органы не просто контролируют соблюдение требований, но и стимулируют бизнес к их соблюдению через информирование, разъяснение и консультирование. Работодатели, например, положительно отзываются об электронном сервисе «Онлайнинспекция.рф«, где могут получить не только консультацию по вопросу трудового законодательства, но пройти самопроверку соблюдения норм трудового права через сервис «Электронный инспектор», загрузив, например, в него трудовой договор», — отметил Любошиц.
Другими удачными примерами можно считать ведение электронных трудовых книжек, сдачу отчетов в Фонд социального страхования по возмещению затрат на охрану труда, сказал ТАСС омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства, член генсовета Партии роста Дмитрий Порочкин.
Переход на электронный документооборот должен проходить «постепенно и поэтапно», заявил ТАСС член генсовета «Деловой России» Сергей Пронин. По его словам, необходимо учитывать наличие интернета в разных населенных пунктах, компьютерную грамотность предпринимателей и самозанятых.
«Хотелось бы, чтобы государство подумало, как стимулировать бизнес быстрее двигаться в этом направлении. Особенно это касается малых и средних предприятий, многие из которых сейчас находятся на грани выживания. Как минимум государство должно компенсировать МСП те единовременные затраты, которые они понесут при переходе на электронный документооборот», — убежден Пронин.
Оставить бумагу
Эксперты при этом сходятся во мнении, что «бумажное» взаимодействие необходимо оставить, хотя бы на определенный период времени.
«Безбумажное взаимодействие всегда быстрее и экономнее бумажного. Однако для тех, кто не умеет работать с электронными сервисами, бумажное общение тоже должно остаться», — сказал ТАСС советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпримателей Антон Свириденко.
Разделяет его мнение и омбудсмен Порочкин, который отметил, что «при введении новых законодательных требований работодателям всегда дается некий переходный период для адаптации». «При переходе в цифру бумажное взаимодействие, конечно, останется на какое-то время для обучения, анализа и мониторинга ситуации и возможности исправления недочетов. Это несет за собой определенную нагрузку и двойной документооборот на организацию на какое-то время», — пояснил он.
Чтобы начать взаимодействовать по новым принципам, каждому малому и среднему предприятию нужно иметь электронную цифровую подпись, срок создания которой — минимум одна неделя. Также за нее надо будет заплатить, поэтому не каждый предприниматель может себе такое позволить, заявил ТАСС член генсовета «Деловой России» Алексей Порошин.
«Банальная ситуация возникла в Москве, где с 12 октября нужно уведомлять власти о наличии актуальных сотрудников, при этом невозможно уведомить в бумажном виде. Это можно сделать только в безбумажном формате через электронную цифровую подпись. Однако у бизнеса возникают проблемы, так как сроки ее создания — одна неделя как минимум. В связи с этим, на мой взгляд, частично надо оставлять бумажный документооборот, тем более в регионах, где нет стабильной интернет-связи или она отсутствует вовсе», — отметил он.
«Единое окно» ускорит переход
Запуск новой цифровой платформы, которая позволит предпринимателям в формате «единого окна» получать услуги и пользоваться мерами поддержки, ускорит процесс перехода на безбумажное взаимодействие, уверены эксперты.
Цифровая платформа разрабатывается Минэкономразвития РФ по нацпроекту «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В планах — наличие на платформе востребованных сервисов, маркетплейсов, финансовых продуктов и онлайн-офиса.
«Находясь в тесном контакте с бизнес-сообществом, можем констатировать, что многие предприниматели испытывают трудности с получением ответов на свои вопросы в одном месте. Поэтому, несомненно, можно говорить о том, что существует большая потребность в таком «едином окне» на базе цифровой платформы, которое позволило бы один раз зарегистрироваться на одном ресурсе и избежать необходимости, например, сбора каждый раз нового пакета документов для рассмотрения обращений», — считает Любошиц.
Цифровая платформа «однозначно поможет предпринимателям быстрее и оперативнее решать вопросы», убежден Порочкин. Он добавил, что «в связи с коронавирусом часть процессов уже перешла в онлайн-формат, и это оказалось очень удобным».
Свириденко также выступил за сохранение налаженной в этом году практики онлайн-проверок бизнеса, «когда проверяющий не ходит непосредственно на предприятие, а предприниматель показывает ему все на экране монитора». «Важно подчеркнуть, что есть тенденция того, что проверяющие, не имея возможность наказывать, действительно ведут профилактическую работу. Это тот подход, о котором мы говорили всегда как об идеальном», — заключил он.
По данным Минэкономразвития РФ, в августе — сентябре количество проверок колеблется в пределах 15-16 тыс., что на 43% ниже докарантинных показателей. Как и ранее, большинство проверок проводится пятью органами контроля: МЧС России, Рострудом, Роспотребнадзором, Ростехнадзором и Росздравнадзором.
Все о национальных проектах — на портале «Будущее России. Национальные проекты»
Источник: ТАСС