В России готовят новый нацпроект для поддержки малого и среднего бизнеса (программа нынешнего завершается в 2024 году). В планах — увеличить «рождаемость» малых компаний на 20% — сейчас появляется около миллиона в год, на 25% поднять выручку на работника.
«Мы не можем найти слесаря-сварщика и токаря», — говорит бизнесмен из Новосибирска. Он 20 лет выпускает товары для туриндустрии. «А нам не хватает горничных, строителей, рабочих», — рассказал основатель турбазы в Республике Алтай Павел Кирьянов. — С кадрами очень нужна поддержка». Дефицит работников — болевая точка- многих предприниматели.
Но недостаток финансов, особенно на этапе «рождения», тоже одна из проблем. С ней, казалось бы, справиться можно с помощью мер господдержки: грантов, налоговых льгот. По поводу первого — мнения разделились. Как рассказал Максим Кабаненко, руководитель безглютеновой пекарни в Омске, им с супругой удалось открыть свое дело именно благодаря грантам. А в прошлом году они получили грант как социальные предприниматели. В первом случае сумма была 400 тысяч рублей, во втором — полмиллиона. С Максимом не совсем согласен председатель правления некоммерческого партнерства «Алтайский союз предпринимателей» Юрий Фриц: «Такие точечные меры ставят предпринимателей в неравные условия. Кто-то смог получить поддержку, а кто-то не подошел по условиям. Нужно создавать благоприятные условия для развития малого бизнеса в целом. То есть снижать налоговую нагрузку, убежден Юрий Фриц.
Для этого в новом нацпроекте предусмотреть налоговые послабления, которые коснутся большинства предпринимателей. «Изменить схему уплаты НДС, который отчисляют сразу после отгрузки товара, — перечисляет Юрий. — При широком распространении поставок с отсрочкой платежа это не совсем правильно. Расчет за товар еще не получили, а НДС уже должны уплатить. Лучше вернуться к схеме, когда выбирали — оплачивать налог после отгрузки или после расчета. Хорошей поддержкой стало бы снижение отчислений и с фонда оплаты труда. Они очень высокие, и это сдерживает процесс обеления зарплат. Не секрет, что у малого бизнеса в ходу «конверты».
Помочь начинающим можно, считает Юрий, и преференциями по «антиинвестиционным» налогам, размер которых не зависит от оборота: на имущество, арендная плата на землю. «Предприятие еще не начало работать, а платежи, и немаленькие, уже обязано вносить, — подчеркивает он. — Если бы для всех начинающих действовали налоговые каникулы, это существенно увеличило бы инвестиционную активность бизнеса. Такие решения принимают власти регионов, поскольку администрируют такие налоги».
Бизнес ждет позитивных изменений не только в федеральном, но и в региональном законодательстве, кроме того, рассчитывает и на информационную помощь. Например, Павел Кирьянов предложил создать в Республике Алтай сервис по подбору участков земли для строительства баз отдыха. «На основе публичной кадастровой карты могла бы работать платформа, где представлены земельные участки для продажи с фото и всеми характеристиками — по аналогии с сервисами по продаже недвижимости», — поясняет предприниматель. Подобный сервис пользовался бы популярностью и в Севастополе.
«Также для нас очень актуальной может оказаться помощь при выходе на внешние рынки, — добавляет Максим Кабаненко. — Процесс весьма непростой, и дополнительная поддержка будет неоценимой. А еще очень важна реклама, хотелось бы, чтобы государство активнее участвовало в продвижении товаров».
Наши собеседники надеются, что все эти проблемы будут учтены в новом нацпроекте. И он поможет дальнейшему развитию важного для страны сегмента бизнеса в продолжение нынешнего нацпроекта — «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».